Домой Ландшафтный дизайн Создание ландшафтного дизайна Основы дизайна, Пропорции и масштаб

Основы дизайна, Пропорции и масштаб

551
0
Основы ландшафтного дизайна, Пропорции и масштаб

В целом сад является декорированным внешним пространством, к кото­рому применяются такие же принципы масштаба и пропорций.

Основы ландшафтного дизайна, Пропорции и масштаб
[widgetkit id=14]

Габаритная мебель вроде кушетки кажется огромной в маленьком помеще­нии. Но та же кушетка в большой комнате может показаться маленькой. Этот феномен называется масштабом.

Один и тот же объект кажется больше или меньше в зависимости от размеров тех предметов, которые его окружают.

Пропорции и масштаб

В целом сад является декорированным внешним пространством, к кото­рому применяются такие же принципы масштаба и пропорций. Для большо­го сада применяют принцип горизонта, чтобы отделить садовый участок от открытого неба и обозначить границу защищенной территории. Большие де­ревья и кустарники можно использовать как переходные элементы от сада к окружающей его территории. С другой стороны, в городских садах, где во­круг много высоких домов, достаточно высадить несколько небольших де­ревьев и живую изгородь, чтобы отделить ваш сад от внешнего мира.

Довольно распространенной ошибкой, особенно в маленьких садах, яв­ляется избыток деталей, делающих все окружающее меньше. Вместо то­го чтобы делать сад визуально большим, эти небольшие элементы создают впечатление переполненности и не дают сосредоточиться. Даже в неболь­шом саду старайтесь сохранить ощущение объема и пространства. К при­меру, один или три больших куста можно использовать как ориентир для определения масштаба и пропорций растений, высаженных вокруг. Попро­буйте включить в дизайн вертикальные элементы, деревья, решетки, бе­седки, чтобы не привлекать взгляд к близкой границе сада.

Пропорции сада были нарушены, когда кустарник в национальном парке Отландс в Лисбурге, штат Виргиния, слишком разросся, Как только его подрезали до нуж­ной высоты 30 см, парк снова приобрел правильные очертания.

Достижение пропорций и структура

Альфреде Сиани, восстанавливавший исторические сады в Отландс Плантейшн в Лисбурге, штат Виргиния, вспоми­нает сандаловые кусты, выросшие до двух метров в высо­ту. На подстригание кустарников до правильной высоты (30 — 45 см) ушло несколько лет, но когда работа была за­кончена, результат ошеломил всех. Одна из самых слож­ных вещей при работе в саду,  — говорит Сиани,  — это до­стижение чувства пропорции и структуры. Когда я наконец подстриг кустарники до нужной высоты, люди начали на­зывать сад правильным. Так обычно и случается, когда вы придаете структуре нужные пропорции.

Следуйте указаниям природы. Любой сад, как строгий, так и неформальный, будет отлично смотреться, если его элементы сочетаются в правильных пропорциях, а объек­ты подобраны по размеру. Еще в XIII столетии математи­ки работали над правилами и нормами пропорций. Одну из наиболее известных формул в 1202 г. вывел Леонардо Фибоначчи (Леонардо Пизанский). Он рассчитал числовой ряд, более известный как последовательность Фибоначчи. В этой последовательности каждое следующее число рав­но сумме двух предыдущих. К примеру, если первые два числа 1 и 2, которые в сумме дают 3, значит, третье число будет 3. Далее: 2 плюс 3 равно 5, значит, следующее чис­ло последовательности  — 5 и так далее до бесконечности.

По формуле Фибоначчи, приятные измерения простран­ства определяются числами в ряду.

Природа демонстрирует идеальные пропорции. Как видно на фото­графии, все листья на растении пахизандра расположены так, что­бы, не закрывая друг друга, получать максимальное количество солнечного света. Если это расположение перевести в цифры, резуль­тат окажется почти идеальной формулой пропорций Фибоначчи порциональное пространство (неважно, в доме или в саду) будет или любая другая комбинация, соответ­ствующая формуле. Интересен тот факт, что эта матема­тическая последовательность отражает природные соот­ношения многих растений, в том числе и распределение веток, листьев и семян. Математическую последователь­ность можно увидеть, к примеру, в расположении семян подсолнечника и в конусах хвойных деревьев.

Баланс высоты и ширины. Сегодня немногим известны работы Фибоначчи, однако использование его последова­тельности как руководство для определения пропорций рекомендуют все книги по ландшафтному дизайну. К при­меру, дизайнеры советуют делать ширину границы в две трети высоты структуры за ней. Согласно этому правилу перед забором 1,8 м ширина полосы высаженных рядом растений должна быть 1,2 м, что очень близко к числам Фибоначчи (4:6 = 2:3).

Соизмеряйте высоту растений. Исключением из правила двух третей являются растения у самого дома, которые долж­ны быть ниже уровня окон. Будет совершенно непрактично выращивать растения в две трети высоты дома, поскольку свет перестанет проникать в окна. Вместо этого ширина ли­нии высаженных у дома растений должна равняться высоте самого высокого растения. Высокие растения лучше выса­живать у глухих стен и между оконными проемами.

В маленьких садах то же правило применяют к забору, который не должен превышать половину ширины самого сада. Если забор выше, он будет создавать гнетущее впе­чатление. Если у вас мало места, а высокий забор нужен для защиты частной жизни, подумайте о варианте с решет­чатым верхом над цельной частью забора.

Еще одно общее правило звучит так: самые высокие рас­тения не должны быть выше двойной ширины засаженно­го ими пространства. К примеру, на клумбе шириной 0,9 м можно высаживать растения, которые не перерастут 1,6 м (посконник, скажем, сочетают с более низкими растениями).

Планируя ландшафт, составьте список растений, учи­тывая их пропорции и то, как они будут сочетаться в саду.

Масса и пространство

В идеальном дизайне должны правильно сочетаться про­странство и масса. Если массы слишком много, сад будет казаться тяжелым и темным. При излишнем количестве горизонтальных поверхностей сад будет казаться пустым.

Эффект массы в саду обеспечивают большие объемные растения, особенно когда они темного цвета. Они занимают в саду больше места, а значит, даже визуально помогают за­полнять участки. Кроме того, если пространство перегруже­но яркими цветами и другими декоративными растениями, такие элементы просто необходимы: благодаря им глаза от­дыхают. Большие растения придают форму всему дизайну.

Зима — лучшее время для оценивания адекватной мас­сы растений. Когда все листья и цветы, притягивающие взгляд летом, исчезают, остаются вечнозеленые растения, живая изгородь и открытые стволы деревьев. Если ваш дизайн был выполнен безупречно, сад будет привлекатель­ным и в таком первозданном виде.

Помимо массы, нужно оценить горизонтальные плоско­сти, например патио, изменение уровня земли, полосы лужа­ек, бассейны. Такие открытые площадки визуально и психо­логически привлекательны. На них отдыхает взгляд, а чтобы рассмотреть их, гость может присесть на удобную скамью.

Светлые ступени смягчают темную массу деревьев и кустарников. Каменная дорожка со ступенями и скамья приглашают гостя при­смотреться к саду поближе.

Оценивать массу сада лучше зи­мой. Если масса сада и простран­ство сбалансированы, ландшафт останется привлекательным и зи­мой. Скамья служит фокусной точкой.

Структура, текстура и цвет

Структура сада прежде всего влияет на психологическое восприятие. Какой бы она ни была: симметричной и упо­рядоченной в строгих садах или же текучей и абстрактной в неформальных  — характер сада будет определяться ее восприятием.

Чтобы обдумать структуру вашего сада, возьмите милли­метровую бумагу и нарисуйте контуры дорожек и клумб. Ста­тичный дизайн идеален для небольших садов с забором, ко­торый позволяет не отвлекаться на горизонт и фокусировать все внимание на структуре, а не на движении. Подобный ди­зайн может быть как строгим, так и неформальным, абстракт­ным или геометрическим, но он должен притягивать к себе взгляд. Вы можете создать наброски других структур, вклю­чив в них кирпич или камни для дорожек и бордюров.

Контрастом служит подвижная модель, к примеру ди­агональ, идущая либо прямо, либо зигзагом через ваш уча­сток. Создайте ее, и взгляд будет следовать за ней как за­чарованный. Насколько хороша данная структура, будет зависеть от того, что вы увидите. Если, проследив взгля­дом динамичную линию, вы не обнаружите в конце нечто интересное, то просто разочаруетесь.

Листья и цветы создают текстуру. Листья и цветы обе­спечивают в текстуре тот или иной эффект, особенно если экспериментировать с контрастными текстурами, вы­садив, к примеру, часть растений с игольчатыми листья­ми (кедровый стланик) рядом с кедром гималайским Ауреа чьи листья более мягкие и пушистые. Или же попытайтесь сочетать острые листья лилий с широколистными растениями: хостами, гуннерой и Родезией.

У больших листьев мясистая текстура, они придают растениям сильный, уверенный вид. Растения с маленьки­ми листьями кажутся более деликатными. Советуем пра­вильно сочетать текстуры в саду.

Форма цветка также связана с текстурой. К примеру, знаменитые английские травяные и цветочные клумбы за­саживают совершенно различными по форме и размеру растениями: круглыми, высокими, заостренными, с гроз­дьями соцветий, зонтиками с крошечными лепестками. Разнообразие текстур в целом и определяет привлекатель­ность этих клумб.

Источники цвета

Опытный садовник знает, что необхо­димый цвет можно получить как благодаря цветам, так и листьям, чьи оттенки могут сильно отличаться. Напри­мер, в ряду желтых листьев спектр оттенков варьируется от ярко-золотого до желто-зеленого, а среди зеленых  — от почти прозрачной весенней зелени до глубокой лесной.

Есть синий  — от дымчатого до почти серого. Есть палитра розового, красного, пурпурного. Кроме того, листья могут быть полосатыми, узорными, крапчатыми или сочетать сразу несколько цветов.

И конечно же, источником практически любого суще­ствующего оттенка станут цветы. Будьте осторожны, поку­пая их по каталогу или в магазине, не стремитесь к слиш­ком ярким тонам. Вы можете выбрать сочетание красного и желтого, или контрастирующие цвета вроде синего и оранжевого, или же пастельные оттенки.

Вы же не хотите, чтобы готовая композиция была лиш­ком хаотичной.

Контрастная текстура доминирует в этой полосе кружевных папо­ротников, острых ирисов и волнистых декоративных трав. Желтые цветы ириса, золотистая трава и желтые соцветия кустарника на заднем плане объединяют эти элементы в одну структуру.

Но не бойтесь экспериментировать. Планирование и ком­бинирование цветов, особенно для начинающих садовни­ков, это отчасти путь проб и ошибок. Ничего страшного, ес­ли вы передумаете и переместите растения, большинство видов переживет пересадку. Если вы все сделаете правиль­но, то получите сад, в котором структура, текстура и цвет будут создавать ощущение гармонии.

Контрастные формы, текстуры и цвета хорошо сочетаются в этой цветочной полосе. Серые ворсистые листья чистеца византийского, цветы водосбора, колокольчики и люпины отлично смотрятся вместе.

Комбинируйте густые цвета: глубокий фиолетовый цвет гималайской герани  просто великолепен рядом с ро­зовой гвоздикой китайской или турецкой. Это довольно необычная комби­нация, но результат выше всяких похвал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here